12+

Зиминский информационный центр

Главная / Статьи / В каждом кадре – огромный мир
22.06.2017 18:42
  • 29

Категории:

В каждом кадре – огромный мир

Фото автора 

В конце недели, 23 июня, зиминец Н.П. Мотовилов отметит свой 81-й день рождения. Это событие непременно станет большим семейным праздником, где главного виновника будут поздравлять взрослые дети и внуки, а также правнуки. 

И в многочисленных альбомах, которые в течение многих лет аккуратно ведет Николай Павлович, обязательно появятся новые снимки. Этой традиции без малого 60 лет: начиная с 1959-го, когда создалась молодая чета Мотовиловых, глава семьи ведет фамильную фотоисторию. И, пожалуй, даже сам точно не скажет, сколько тысяч фотографий в настоящее время в его домашнем архиве!.. Особое место среди них занимают черно-белые снимки, автором которых является он сам.

Это сейчас нас захватила эпоха цифровой техники, ярких цветных фотографий, которые гигабайтами и терабайтами хранятся на электронных носителях. Николай Павлович же свидетель того времени, когда только-только появился старый, добрый и воистину народный фотоаппарат «Смена», своего рода культовый символ СССР. Эту пленочную камеру ему подарили родные, на ней он учился фотомастерству, осваивал премудрости экспозиции и фокусировки, а ночами сидел с увеличителем и красным фонарем, печатая снимки. Сначала делал только семейные, но затем грани хобби расширились – стал фотографировать коллег, производственные моменты и все, что виделось интересным. Даже начал сотрудничать с редакцией газеты «Приокская правда», предоставляя различные фото для опубликования.

Для него, выходца из села Филипповск, деревенского подпаска, обязанности которого выполнял, начиная с семи лет от роду, помогая матери зарабатывать колхозные трудодни в военную и послевоенную пору, жизнь в Зиме в советские шестидесятые-семидесятые годы, казалось, кипела. В городе строились школы, благоустроенные дома, асфальтировались дороги. После службы в армии Мотовилов стал работать в СМУ, которое вело строительство промышленных корпусов гидролизного завода и ТЭЦ-3. Был машинистом котла на временной электростанции, вырабатывавшей электроэнергию для освещения, проведения сварочных работ именно на этих объектах. А когда на новой ТЭЦ стали набирать кадры, его приняли в штат в числе первых. Стаж Николая Павловича в энергетике –36 лет, а общий производственный – 56. И он продолжает трудиться до сих пор.

Параллельно во все времена занимался и общественной работой – избирался не раз председателем профкома, секретарем парткома ТЭЦ, был депутатом. Неуемность характера и деятельность натуры не позволяли оставаться в стороне от городских мероприятий, на которых присутствовал неизменно с фотоаппаратом (после «Смены» он практиковал «ФЭД», «Зоркий», «Киев», широкопленочную «Искру-2»). Оттого у него множество событийных снимков, рассматривая которые сейчас, начинаешь ощущать себя словно в другой эпохе. Он был свидетелем закладки Парка Победы в пос. Гидролизном, возведения кирпичных пятиэтажек на улице Куйбышева, начала строительства микрорайона «Ангарского» и Саянска. Он делал портреты людей – знакомых и незнакомых зиминцев, показавшихся ему особенными. Он проникал в гримерку к Е.А. Евтушенко во время его творческих встреч с земляками и съемок фильма «Детский сад». Он настойчиво напросился к тогдашнему известному хирургу узловой больницы В.В. Тележкину в операционную и сделал цикл снимков, посвященных работникам медицины.

Что для Николая Павловича значат все эти фотографии сегодня? Они день ото дня отражают неповторимые моменты жизни, передают настроение времени, навевают воспоминания; в каждом кадре – по сути, целый мир – ушедший, но не забытый. Это не просто история человека, по большому счету – в них история нашего города, страны. В том и состоит их уникальность!..

Автор: Татьяна МОРОЗОВА

Вверх