12+

Зиминский информационный центр

Главная / Статьи / Башня передана в муниципальную собственность
18.05.2018 14:11
  • 222

Башня передана в муниципальную собственность

Фото Ивана Скифа

Водонапорная сдвоенная башня, выполненная из особого кирпича, располагающаяся на привокзальной площади, безусловно, является знаковым сооружением для нашего города, одним из его исторических символов.

Она была построена в 1895 году – за два года до того, как на станцию Зима пришел первый поезд. При прокладке Транссибирской железной дороги Зима стала опорным пунктом строителей. Здесь была создана база для возведения железнодорожного моста через Оку, организованы заготовка леса и производство шпал.

По рассказам очевидцев, раньше внутри башни находились водонапорное оборудование, большая емкость для накопления воды. А вдоль железнодорожного полотна располагались огромные краны, которые и качали воду из башни в паровозы.

Замечательным событием, связанным с этим сооружением, стали съемки фильма Евгения Евтушенко «Детский сад», основанного на воспоминаниях автора о военном детстве. Его премьера состоялась в 1983 году; один из эпизодов фильма снимался именно возле башни. По задумке режиссера, рядом с памятником архитектуры находился рынок (на самом деле его здесь никогда не было). Был смонтирован специальный помост, сделано покрытие для рынка, и велись съемки.

Водонапорная башня использовалась по прямому назначению до тех пор, пока ходили паровозы. Потом она продолжала обеспечивать водой близлежащие дома, но со временем осталась невостребованной. В начале 2000-х годов объект городской собственности был приобретен местным предпринимателем. Вопреки ожиданиям зиминцев, никаких изменений в обустройстве башни не последовало. А позднее в ней случился пожар, в результате которого она лишилась внутренних конструкций, крыши. В таком состоянии, с закопченными стенами и лишь отчасти уцелевшими окнами, она продолжает стоять и сейчас.

И вот недавно между собственником (частным лицом) и администрацией города подписан договор о безвозмездной передаче водонапорной башни в муниципальную собственность. Отныне все требования по содержанию данного объекта культурного наследия, его ремонту ложатся на город.

Как сообщил председатель комитета имущественных отношений, архитектуры и градостроительства С.В. Беляевский, пока не определено, каким образом и в каких целях будет использоваться данное сооружение. Рассматривается несколько возможных вариантов, реализация того или иного из них, несомненно, зависит от финансовой составляющей. Для проведения восстановительных, реставрационных работ необходима проектная документация. А проект, в свою очередь, в обязательном порядке подлежит согласованию со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области.

Несмотря на более чем вековой возраст, многие перипетии, происходившие и в нашей стране, и в нашем городе, и касавшиеся непосредственно водонапорной башни, она продолжает незыблемо стоять, привлекая внимание внешним видом, крепкой кладкой своих стен. Кто бывал на Кругобайкальской железной дороге, которая строилась в 1899-1905 годы, тот знает, что на КБЖД сооружен 41 тоннель, более чем к половине из них пристроены галереи, защищающие железную дорогу от обвалов горных пород. Все они, а также мосты возводились с привлечением военных и гражданских инженеров, иностранных специалистов. Кирпичная и каменная кладка тех сооружений чрезвычайно похожа на кладку Зиминской водонапорной башни. Это, безусловно, свидетельствует о том, что башня является памятником строительству Транссибирской магистрали.

Автор: Татьяна МОРОЗОВА

Вверх