12+

Зиминский информационный центр

Главная / Статьи / Машинист в третьем поколении
04.08.2021 15:35
  • 77

Машинист в третьем поколении

После окончания Зиминского железнодорожного училища 18-летним юношей Олег Асмедьянов поступил работать в Локомотивное депо станции Зима. С тех пор минуло 33 года. Сегодня за плечами железнодорожника не только опыт работы помощником машиниста, восемнадцать лет стажа, как говорят у транспортников – «за правым крылом» локомотива (то есть в роли машиниста поездной бригады), но и 13 лет инструкторской работы.

В современном коллективе Локомотивного депо трудится около тысячи человек, что составляет 16 транспортных колонн локомотивных бригад. В четвертую колонну, которую инструктирует Олег Шабанович, входит 70 человек от 18 до 55 лет. Надо отметить, что обучение, подготовка молодых начинающих специалистов, инструктаж и контроль работы опытных машинистов – все это входит в круг обязанностей героя публикации. Работа машиниста-инструктора предельно ответственная, требующая от специалиста глубоких технических знаний, большого практического опыта и умения работать с людьми в любой профессиональной ситуации, вплоть до стрессовой, когда разбирают все нюансы и недочеты поездок.

– Провожу для локомотивных бригад еженедельно теоретические занятия, отрабатываем навыки на специальных тренажерах, установленных у нас в депо, где с помощью компьютерной программы на оборудовании, имитирующем кабину электровоза, создаются условия и ситуации, с которыми машинист может столкнуться в пути, – рассказывает Олег Асмедьянов. 

– Работаем в обстановке распространения заболеваемости ковид-19, поэтому провожу некоторые занятия в дистанционном формате вебинаров по телекоммуникационной сети интернет. В век новых технологий подспорьем для специалистов становится электронная техническая литература и наглядные примеры из ютуба, которые доступны даже с мобильного телефона.

Кроме того, сопровождаю локомотивные бригады в рейсах, где также даю оценку и рекомендации их работе. Чтобы посадить специалиста за штурвал электровоза, подготовка, обкатка будущего машиниста может составлять от трех до пяти-семи лет. Доверить такую сложную технику можно только по-настоящему обученному человеку, следующему всем правилам, технике безопасности, многочисленным инструкциям. А главное в нашей работе –это дисциплина и еще раз – дисциплина. От прежнего духа магистрали, когда это была еще полувоенная организация, и работникам транспорта присваивались военные звания, требования к исполнительности работников сохранились. Сегодня компания «Российские железные дороги» обеспечивает сотрудников формой одежды, включая зимнюю и летнюю, строго следит за охраной труда на производстве, состоянием здоровья эксплуатационников, включая реабилитацию в период отдыха, психологическую разгрузку для поездных бригад. На магистрали постоянно совершенствуют знания, ведут переподготовку кадров, все больше в нашу жизнь входит автоматизация процесса. Так, сегодня современные локомотивы серии «3С5К» на 90% компьютеризированы, оснащены уже тремя секциями оборудования.

Профессия машиниста несмотря на все свои сложности, высокие требования, предъявляемые к здоровью человека, остается и одной из самых интересных на железной дороге. Вот спросите, например, жителя Иркутской области, как часто он бывает на Байкале? А для нас, машинистов, – плечо «Зима-Слюдянка», это расстояние более 500 км – совершенно привычно. Какая красота родного края открывается на пути от Большого Луга до Слюдянки – на горно-перевальном участке железной дороги! Эти спуски, подъемы, когда вершины 20-30-метровых сосен становятся ниже электровоза, а на Байкал ты смотришь с высоты 150 метров и открывается просто завораживающая картина Священного озера.

Найти общий язык с каждым человеком, уметь грамотно донести информацию, руководить людьми особенно в непростой на сегодня «ковидной» реальности успешно удается моему собеседнику благодаря его добросовестному отношению к работе, уважению к людям. Что неоднократно было отмечено руководством Восточно-Сибирской железной дороги. Олег Шабанович был награжден именными часами от начальника ВСЖД В.Ф. Фролова, благодарностью от вице-президента компании ОАО «РЖД» А.В. Воротилкина. Один из немногих профессионалов своего дела, машинист-инструктор Олег Асмедьянов удостоен Почетного знака «Миллион километров без брака».

Школа жизни стальной магистрали для самого Олега Шабановича началась в детстве. Лесозаводские мальчишки из Порт-Артура (сейчас это улица Деповская) играли на тупике среди старых, отслуживших свое паровозов. «Можно было забраться в гигантскую топку паровоза, потрогать руками массивные чугунные детали машины, исследовать кабину, представить себя в форме машиниста в этой кабине, – вспоминает наш герой, выросший в семье железнодорожников. – «Вживую» можно было увидеть легенды Транссиба – «ФЭД» и «лебедянки». Они поражали невероятным объемом, мощью. Поэтому стать машинистом для меня было свершившейся детской мечтой. Впоследствии я застал еще электровозы серии «ВЛ» – постоянного тока, потом перешли на переменный ток, в свое время еще выучился на машиниста тепловоза. Без отрыва от производства закончил Улан-Удэнский железнодорожный колледж.

Дед, отец, три брата – все мужчины в нашей семье водили поезда – грузовые составы. А первыми моими наставниками были преданные профессии железнодорожники, первоклассные машинисты – Александр Шульгин, Алексей Панусенко, Сергей Койра, Валерий Черепанов. Сегодня они все на заслуженном отдыхе, я очень благодарен им за поддержку, переданный опыт и, пользуясь случаем, хочу поздравить своих учителей с профессиональным праздником – Днем железнодорожника, пожелать им крепкого здоровья, благополучия их семьям.

В советское время работников транспорта объединял один жизненный принцип – все для производства. Не было компьютеров, общались только вживую, что было гораздо интереснее. Были примеры перед глазами железнодорожных династий, например, династия машиниста Александра Мурашова, в качестве инструктора знал его как очень уравновешенного, грамотного человека, способного всегда в работе и в жизни прийти на помощь».

С каждым годом технические условия на дороге меняются, обновляется подвижной парк, увеличивается объем и мощность оборудования, обслуживаемого бригадой. Сегодня грузоподъемность одиночного состава увеличена до 7100 тонн, а сдвоенного – до 12-13000 тонн, то есть фактически один поезд может состоять из 100-150 вагонов. Для приема таких длинных составов в настоящее время станция Зима расширяется, модернизируется. Более современным, автоматизированным становится процесс обработки маршрутных листов локомотивных бригад, все направлено на то, чтобы максимально эффективной сделать работу депо.

Редкие минуты отдыха Олег Шабанович старается проводить с семьей на дачном участке, с коллегами – на охоте. Еще одно условие успешной карьеры железнодорожника – это надежный семейный тыл, взаимопонимание и поддержка близких.

«Супруга – Анна Геннадьевна – у меня тоже работает на транспорте – возглавляет профсоюзную организацию депо, –рассказывает Олег Асмедьянов, – поэтому напряженный характер моей работы знает не понаслышке. Познакомились мы еще в детстве, вместе уже 32 года, растет дочь. Горжусь, что судьба дала мне шанс работать на одном из передовых предприятий отрасли региона, надеюсь, что новые поколения машинистов будут достойными продолжателями дела наших отцов и дедов».

Автор: Наталья ГРИНЧИК

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх